Рынок мобильных приложений не только пользуется популярностью и многие годы решает задачи бизнеса, но и стремительно растет. Люди все больше пользуются смартфонами, а не компьютерами. По данным Яндекс.Радара доля визитов с мобильных устройств на сайты, где установлена Яндекс.Метрика составляет 61,83%. В то время как на десктопе доля визитов падает и сейчас находится на отметке 36,20%.

Неизвестно, когда наступит момент, который заставит задуматься о необходимости начать создание мобильного приложения. Поэтому мы расскажем, как это происходит, какие есть возможности и кому это нужно.
Кому и зачем нужны мобильные приложения?
Согласно отчету State of Mobile 2022, пользователи проводят в мобильных приложениях треть дня. Поэтому неудивительно, что практически все крупные игроки приняли решение уделить внимание разработке мобильного приложения. Этот инструмент позволяет установить и поддерживать постоянную связь с клиентами, стимулировать продажи, формировать лояльность аудитории и отстроиться от конкурентов.

А еще разработка мобильного приложения может стать решением не только для взаимодействия с клиентами, но и для оптимизации внутренних процессов. Поэтому может пригодиться как e-commerce, так и логистическим, медицинским, страховым компаниям и многим другим. Приложения для внутренних целей используют такие компании как, OZON, Билайн, Яндекс.Такси. В OZON это помогает выстроить логистические процессы в центрах сортировки товаров. Там приложение устанавливается на терминал сбора данных, с помощью него сотрудник фиксирует перемещение товара на складе. В Билайне специалисты офисов продаж и обслуживания клиентов с помощью внутреннего мобильного приложения, решают проблемы абонентов. Это может быть отключение подписок, смена тарифов, подключение услуг. Водители Яндекс.Такси используют внутреннее мобильное приложение для того, чтобы обрабатывать заказы, прокладывать маршруты и рассчитывать стоимость поездки.

Этапы разработки
В зависимости от каждого частного случая количество этапов при создании мобильного приложения может варьироваться. Одни объединяются, а другие требуют декомпозиции. Мы остановимся на стандартном подходе, который характерен для большинства проектов в ZB.
- Составление технического задания
Это один из самых важных этапов. Здесь происходит погружение в бизнес клиента. Обычно этот процесс представляет собой интервью. Если говорить общими понятиями, то на этом этапе мы определяем что будет уметь приложение, как выглядеть и работать. На основе собранной информации строится вся дальнейшая работа.
- Аналитика
Изучаем бизнес-процессы и требования к безопасности. На основании того, какие цели и задачи решает будущее приложение, проводим анализ конкурентов и уже существующих решений. На этом этапе закладываем основу для разработки мобильного приложения.
- Прототипирование
На этом этапе начинается создание структуры приложения, которая базируется на данных аналитики. Сначала прототип представляет собой схему с экранами приложения, соединенными стрелками, которые имитируют переход пользователя между экранами. Далее он приобретает интерактивную форму, где кнопки для перехода на следующий экран становятся кликабельными и отражают интерфейс мобильного приложения.
- Валидация
После того как готов прототип, он проходит проверку. Здесь специалисты сопоставляют макеты с функциональными требованиями. Если нет нареканий, то прототип отправляют дизайнерам.
- Дизайн
Наступает момент упаковки приложения в визуальную форму. Помимо приятной картинки дизайн приложения должен соответствовать фирменному стилю проекта, целевой аудитории и задачам, которые преследует бизнес.
- Разработка
Этап, который собирает вместе все, что было сделано до этого. Здесь программисты работают над фронтендом — тем, что видит пользователь. А также бэкэндом — серверной частью мобильного приложения.
- Тестирование
Проверка работоспособности не только функциональности приложения, но и соответствия стандартам безопасности и удобства пользования. Тестирование здесь идет за разработкой, но мы бы советовали проводить его на каждом этапе. Так вы избежите огромного пласта правок – начиная от невалидной гипотезы, которая потянула за собой лишние элементы в прототипе и до реализации этой фичи.
- Запуск
После того как мобильное приложение собрано и протестировано, приходит время его публикации в магазинах приложений. На этом этапе необходимо соблюсти политику размещения на платформах и подготовить привлекательные скриншоты и видео. Если приложение не попало в топ, о нем никто не узнает. Поэтому важно не только сделать крутой продукт, но и заранее подготовить стратегию продвижения, чтобы целевая аудитория узнала о приложении и начала его использовать
- Поддержка
Заказать разработку мобильного приложения — это пол дела. Его нужно поддерживать. Пользовательское поведение может меняться под влиянием различных внешних факторов. Это значит, что и привычки, и потребности людей тоже меняются.
Но меняются не только наши пользователи, а еще и технологии. Если раньше, чтобы послушать музыку, нам приходилось покупать плеер и кассету, то теперь достаточно телефона, наушников и яндекс музыки. Точно так же может устареть любой функционал в приложении – люди просто перестают им пользоваться, и тогда это становится невыгодно владельцу приложения. Поэтому приложение претерпевает редизайн и обновление функциональности, чтобы всегда оставаться востребованным и окупаться.
Возможности разработки
Мобильные приложения ограничивают только возможности операционных систем, будь то Android или IOS и технические характеристики самих устройств. В зависимости от задач бизнеса есть возможность разработать как нативное, так и кроссплатформенное приложение. Помимо уже привычных технологий, в мобильное приложение можно поместить инструменты дополненной реальности и искусственного интеллекта.

Кому пригодится
Конечно, можно ответить на этот вопрос, сказав, что услуги по разработке мобильных приложений пригодятся абсолютно всем. Но если конкретнее, то вот ряд задач, которые поможет решить мобильное приложение:
- Увеличение целевой аудитории;
- Повышение продаж;
- Контроль бизнес-показателей;
- Расширить инструменты маркетинга;
- Улучшить качество сервиса;
- Оптимизировать бизнес-процессы.